Posted 25 февраля 2014, 14:59
Published 25 февраля 2014, 14:59
Modified 31 марта, 14:51
Updated 31 марта, 14:51
Во вторник в ходе рабочей встречи глава Федеральной миграционной службы России (ФМС) Константин Ромодановский доложил президенту России Владимиру Путину о подготовленных поправках, которые в марте будут обсуждаться на правительственной комиссии по миграционной политике. Он также высказал мнение, что новые прогрессивные подходы и предложения позволят в корне изменить ситуацию не только с трудовой миграцией, но и с пребыванием иностранных граждан на территории РФ.
Федеральные власти усиливают давление на иностранных мигрантов, принимая все новые законы и подзаконные акты. В частности, поправки в «Положение о регистрации иностранных граждан», которые подготовила ФМС, направлены на то, чтобы высылать мигрантов их из России стало еще проще, чем сейчас.
При этом сложно сказать, чем власти больше руководствуются - бытовой ксенофобией или некими скрытыми от посторонних глаз рациональными соображениями.
Стоит отметить, что Владимир Путин в ходе встречи с Ромодановским подчеркнул, что изменение правил в отношении мигрантов должно производиться «абсолютно цивилизованно, комфортно, прежде всего, конечно, с учетом интересов местных жителей, проживающих на тех или иных территориях России, граждан Российской Федерации, но и цивилизованного отношения тех людей, которые приезжают к нам и хотят здесь работать, деньги заработать».
При этом в самом факте наличия гастарбайтеров на территории России президент проблемы не видит. «Здесь ничего плохого нет, и, собственно говоря, они вносят определенный вклад в развитие нашей экономики», - признал Путин. Впрочем, мы знаем, что не только пожелания, но и прямые поручения президента исполняются далеко не всегда.
К рациональным объяснениям желания упростить правила высылки мигрантов нельзя отнести официальную позицию, которая сводится к тому, что чиновники просто желают знать, где же находятся приезжие. Если бы дело было действительно так, то в России в целом, и в Москве, в частности, не препятствовали бы приему детей мигрантов в детские сады и школы. Потому что лучше, чем через детей, контролировать взрослых невозможно. Классный руководитель всегда точно знает, где по факту живут его ученики - это часть его работы.
Знакомство с принятым недавно законом «о резиновых квартирах» наводит на мысль, что у государства другие задачи - если кого-то оно и хочет контролировать всерьез, так это собственных граждан, которые в первую очередь и подпадают под действие упомянутого документа.
На этом фоне все разговоры о необходимости стимулирования внутренней миграции, которые периодически ведут высокопоставленные чиновники, оказываются демагогией. Закон «о резиновых квартирах» не просто опирается на, по сути, возрожденный институт прописки, а делает следующий шаг - к фактическому прикреплению граждан к их реальному месту жительства.
Что же касается внешних мигрантов, то Федеральной миграционной службе РФ, похоже, уже мало даже таких законов. СМИ сообщают, что ФМС подготовила поправки, с помощью которых иностранцев будут лишать прописки (если таковая будет признана фиктивной) в упрощенном порядке и затем выдворять их из России. Напомним, что фиктивной прописка считается, когда человек прописан по одному адресу, а по факту живет по другому.
При этом никто не собирается задаваться вопросом, а почему мигранты прибегают к этой «фиктивной» прописке. Ответ простой - потому что от них этого требуют власти. Государство требует от каждого гражданина РФ и иностранца быть прописанным. Но в реальной жизни есть много случаев, когда хозяева квартир готовы предоставить их жильцам для проживания, но не готовы их там прописывать. По разным причинам. В большинстве случаев, либо потому что не хотят ставить в известность о своем мелком бизнесе государство, в лице участкового или налоговой, поскольку не доверяют этому самому государству. Либо из опасений, что гражданин, получивший официальную прописку, сможет так или иначе претендовать на это жилье.
Страшилки об аферистах, прописывающих сотни и тысячи «мертвых душ» в одном доме или квартире, которыми пугают обывателя, работники регистрирующих органов должны обратить исключительно и только самим себе, а не гражданам. Это ведь не граждане, а они сами регистрируют все эти «мертвые души».
В любом случае, речь идет об отношениях собственника жилья и государства. Почему к ним притягивают и мигрантов? У них есть выбор в нынешней системе?
У мигранта, как внешнего, так и внутреннего, переехавшего в другой регион, как правило, нет никаких шансов получить жилье от государства. Но если хоть какое-то жилье они и могут найти: общежитие, дешевую гостиницу или квартиру, подвал или нежилое помещение, то с получением прописки из-за названных причин гораздо трудней.
Еще одной из причин «фиктивной» регистрации является низкая платежеспособность абсолютного большинства мигрантов. Им не по карману отдельная квартира или хотя бы комната. На минимально разрешенный метраж у них просто нет денег. А значит, они вынуждены жить в квартирах по 10-15 человек на комнату, а регистрироваться в доме, где никто не живет.
При этом регистрируются они, как правило, не сами. Делает это обычно их работодатель, который просто берет с них определенную сумму (пару лет назад таджикские мигранты, работавшие продавцами в супермаркете, говорили мне о 15 тыс. рублей с человека) и идет в тот же местный отдел ФМС за регистрацией. Все довольны. Работодатель освобождает мигрантов от кошмара общения с нашей властью, они взамен получают вожделенную прописку, а чиновники свою прибыль.
Когда раньше в такую реально (а не фиктивно) «резиновую» квартиру приходили сотрудники ФМС, они просто вышвыривали мигрантов на улицу, обосновывая это исключительно заботой об их здоровье – дескать, нельзя же жить в таких условиях! Теперь иностранцев будут оперативно сажать в специальный лагерь, а затем высылать домой без разрешения возвращаться в Россию в течение нескольких лет.
Как сообщала в этом месяце ФМС, за 2013 год из России было депортировано около 40 тыс. мигрантов, более 550 тыс. запрещен въезд в страну. Причем, по информации таджикского информагентства «Азия плюс», большинству мигрантов никто и не объяснял, за что им запрещен въезд в РФ. Нередко они узнавали об этом уже задним числом, на родине.
Если дело и дальше пойдет таким же образом, то мигрантов будут объявлять невьездными уже миллионами. При этом, по данным Минрегиона в ближайшие годы Россию ожидает сокращение численности работоспособного населения почти на один миллион человек в год.
Александр Желенин
Перейти на страницу автора