Posted 11 февраля 2014, 20:08

Published 11 февраля 2014, 20:08

Modified 31 марта, 15:04

Updated 31 марта, 15:04

Чем опасны квалифицированные мигранты

11 февраля 2014, 20:08
В России много говорят о том, как было бы здорово, если бы к нам вместо разнорабочих ехали продвинутые специалисты. Однако опыт Британии показывает, что все не так просто.

Некоторые вещи можно понять, только взглянув на них издалека. В России сейчас очень активно обсуждают «низкую квалификацию» мигрантов, приезжающих работать дворниками, уборщиками и разнорабочими. Многие говорят о том, что если бы к нам, как в Европу, ехали высококвалифицированные специалисты, которые могли бы толкать экономику вперед, а не тащить назад, - было бы совсем другое дело…

Ну что ж, Британия - отличный пример страны, куда приезжает множество продвинутых специалистов и состоятельных бизнесменов, сделавших деньги на родине. Британское миграционное законодательство всячески поощряет таких людей – как профессионалов, так и тех, кто готов просто инвестировать свои капиталы в британскую экономику. Поэтому Лондон - весьма подходящее место, чтобы посмотреть, к чему это приводит.

На прошлой неделе жизнь британской столицы оказалась фактически парализована из-за забастовки сотрудников метрополитена. В результате для многих людей дорога, которая в обычных условиях занимала 40 минут, превратилась в трехчасовую. Мэр Лондона пытался вдохновить горожан идеей пересесть на велосипеды, но такой способ передвижения мало подходит для большинства лондонцев, живущих за городом и приезжающих каждое утро на работу на поезде.

Причиной забастовки послужило решение руководства метрополитена сократить персонал, занятый продажей билетов на станциях — всего около тысячи человек. Идея простая: все равно абсолютное большинство пассажиров пополняет свои проездные карты через автоматы - так зачем сохранять дорогие рабочие места? Однако работники метрополитена с этим решением не согласились. И, думаю, мотивация бастующих была куда глубже, чем просто солидарность с теми, кто должен был попасть под увольнение.

Ни для кого не секрет, что следующим шагом на пути к повышению эффективности может стать сокращение машинистов метропоездов - уже есть линии, где люди в общем-то ни к чему, поскольку поезда могут ехать на автоматике. Наверное, это тоже сильно сократит расходы – ведь машинисты являются одними из самых высокооплачиваемых сотрудников госсектора. Их зарплата составляет порядка 45 тыс. фунтов в год, плюс премиальные - итого порядка 2,5 млн руб. в российском эквиваленте.

Далее, ради повышения эффективности всей инфраструктуры Лондона, можно и еще кое-кого сократить - например, кассиров-контролеров в супермаркетах. Зачем они, если уже есть множество магазинов, где покупатель производит расчет самостоятельно?

Под вопросом сейчас оказалось огромное количество массовых профессий, не требующих высокой квалификации, поддающихся автоматизации и роботизации. Но лондонцы задаются вопросом: а что, собственно, станет со всеми этими уволенными людьми?

Британские газеты, ясное дело, выступили против забастовщиков, назвав их тормозом прогресса и модернизации. В ход пошли аргументы, нередко используемые и в российской журналистике. СМИ вспомнили и о высокой зарплате главы профсоюза метрополитена Боба Кроу – 1 млн 250 тыс. фунтов год, и тот факт, что он только что вернулся из дорогого круиза по Латинской Америке. В общем, набор хорошо знакомый. Но интересно, что большинство лондонцев на это, как говорится, не ведутся. Все мои лондонские знакомые с сочувствием говорят о забастовщиках и выступают против закона, запрещающего забастовки сотрудников метрополитена.

«Мы как-то потеряли понимание, зачем эта эффективность и модернизация нужны, и, главное, кому они нужны, – пояснил мне один лондонский библиотекарь. - Куда денутся все обычные нормальные люди – не члены парламента, не финансисты и программисты, не художники и журналисты? Если в результате модернизации все больше людей оказываются без работы, то для кого осуществляется эта модернизация? Мы и так уже имеем ситуацию, когда обычные рядовые лондонцы вынуждены жить в пригородах, потому что лондонское жилье им не карману – иностранцы взвинтили цены так, что купить что-то в Лондоне нормальному человеку просто невозможно».

Тему с высокооплачиваемыми и высокообразованными иностранцами продолжила другая моя знакомая – учительница. По ее мнению, приезжие профессионалы просто вытесняют обычных англичан из их собственного города. Эти новые лондонцы порождают спрос на такие услуги и товары, которые большинству «нормальных британцев» абсолютно не по карману, да и просто ни к чему.

Вот ведь парадокс: если в России постоянно ведутся разговоры о том, что мы недостаточно быстро модернизируемся, плохо повышаем эффективность и принимаем низкоквалифицированных мигрантов, в Британии людей пугает ровно обратное. Модернизация и эффективность делают ненужными «обычных людей», а высококвалифицированные иностранцы превращают старый добрый Лондон в интернациональный мегаполис, в котором коренные лондонцы оказываются лишними.

Что тут скажешь? У любой палки есть два конца. И надо, видимо, не забывать эту простую истину, сетуя на российскую отсталость и заглядываясь на западную продвинутость.

Татьяна Чеснокова, Лондон

Перейти на страницу автора

Подпишитесь