Posted 26 июля 2013, 11:23

Published 26 июля 2013, 11:23

Modified 31 марта, 18:03

Updated 31 марта, 18:03

Вторая смерть Общественного телевидения

26 июля 2013, 11:23
Иван Преображенский
Судя по всему, в перспективы ОТР не верит Владимир Путин. А раз так, значит, не будет скоро у нас этого телеканала. Да никто и не заметит его закрытия, как не заметило общество его появление в эфире.

Созданный по решению властей, без какого-либо участия российских граждан, телеканал тихо умирает. Попытки журналистов обратиться к обществу за помощью денег не принесли. Проект Общественного телевидения (ОТР) в России фактически никто не обсуждал, в итоге его контент мало кому интересен.

Если бы ОТР закрылось уже сегодня, это заметили бы только его сотрудники, да несколько курирующих чиновников.

Напомним, что ОТР начало вещание в мае 2013 года. Его появление стало результатом предложения Дмитрия Медведева, высказанного в его последнем президентском послании. Это уже вторая попытка создать в России телевидение со словом «общественное» в названии. Учрежденное в 1994 году ОРТ (Общественное телевидение России) больше всего запомнилось до сих пор нераскрытым убийством своего первого гендиректора Владислава Листьева. По-настоящему «общественным» этот проект так и не стал, довольно быстро превратившись в нынешний Первый канал.

На этот раз, судя по всему, от перемены букв местами результат деятельности не изменится, но телеканал не перепрофилируют – он тихо закроется.

На днях гендиректор ОТР Анатолий Лысенко сообщил, что средств на продолжение вещания у Общественного телевидения больше нет. «Бюджет близок к тому, чтобы иссякнуть», - сообщил он. Впрочем, это не стало неожиданностью, руководство ОТР еще до начала вещания, в конце 2012 года, говорило о том, что денег выделено явно недостаточно. Ну а после того, как в мае телеканал вышел в эфир, прогнозировалось, что средства иссякнут в июле. Что, собственно, и произошло.

Собственно, ОТР как проект, во многом, был данью «либеральным» переменам, вызванным социальным взрывом конца 2011 года. Это предложение, наряду с уже забытым и значительно более либеральным, чем нынешний, проектом избрания губернаторов, было внесено тогда еще президентом Дмитрием Медведевым. Позднее он же, уже в роли премьер-министра утвердил правила предоставления федеральных субсидий ОТР.

В итоге, в 2012 году телеканал должен был на этапе стартапа получить от государства 1,55 миллиарда рублей. Ну а на дальнейшее развитие в 2014 и 2015 годах — еще по 1,5 миллиарда рублей.

Никакого общественного финансирования изначально не предполагалось, и с пресловутым обществом никто не обсуждал ни будущее канала, ни вопрос о том, должен ли его руководитель назначаться президентом (как это происходит сейчас), ни даже о том, каким должен быть контент Общественного телевидения.

Правда, весной телеканал объявил сбор средств для своей поддержки. Однако, после начала вещания в мае, выяснилось, что у телеканала нет своей аудитории, его программы никому не интересны и не вызывают никакого общественного резонанса.

Естественным результатом этого стало отсутствие пожертвований. В СМИ появлялись сообщения, что собрать удалось всего чуть более 50 тыс. рублей, при том, что, по словам того же Лысенко, чья месячная зарплата явно составляет куда большую сумму, деньги вносили все сотрудники ОТР - понемногу из своих доходов. После этого 100 тысяч рублей на продолжение вещания ОТР перечислил глава Роспечати Михаил Сеславинский, но, естественно, и эта сумма не могла спасти телеканал.

Так что теперь стоит вопрос прекращения вещания или увеличения государственного финансирования. Вопрос только в том, зачем это нужно? Общественным телеканал так и не стал – ни он не интересен обществу, ни оно ему, потому что повестка дня ОТР никак не связана с российской реальностью.

Что касается государства, то у него есть уже достаточно государственных же телеканалов, которые не только выполняют необходимые пропагандистские функции, но и еще и, за счет рекламы, могут даже какую-то прибыль приносить или «отбивать», хотя бы частично, бюджетное финансирование.

Правда, последние попытки спасти никому, судя по всему, не нужный телеканал еще продолжаются. В частности, председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо с просьбой помочь Общественному телевидению России в связи с его «плачевной финансовой ситуацией», о которой члены Совета, как указано «узнали из СМИ». Вот только явно не из эфира самого Общественного телевидения, которого, можно с уверенностью сказать, они не смотрят.

Так что призыв этот сродни широкому жесту Сеславинского. «Хорошие люди, и начинание неплохое, надо помочь», - как бы просит Федотов. Причем, несмотря на то, что он глава совета при президенте, обращается он к Дмитрию Медведеву, как бы говоря: «Ну Дмитрий Анатольевич, ну твое же начинание, ну же жадничай!». И премьер, кстати, может быть и дал бы немного денег. Да проблема в том, что в перспективы этого начинания, судя по тому, что к нему по этому поводу никто даже и не пытается обращаться, не верит президент. Его окружение, кстати, и превратило «общественное телевидение» в еще один госканал без концепции, а заодно и без средств к существованию.

А раз не верит Владимир Путин – значит, не будет скоро у нас ОТР, и никто не заметит его закрытия, как не заметило общество его появление в эфире.

Иван Преображенский

Подпишитесь