Posted 21 мая 2013, 12:44
Published 21 мая 2013, 12:44
Modified 31 марта, 19:05
Updated 31 марта, 19:05
Дмитрий Медведев и его министры, вне зависимости от того, чем они занимались последний год, в глазах большинства своих сограждан выглядят как фигуры несолидные и смешные.
Практически одновременно, как будто по заказу, произошло сразу несколько событий. Во-первых, в газете «Комсомольская правда», которую сейчас многие публично осуждают или даже бойкотируют за откровенно фашистские высказывания одного из ее авторов, вышло интервью Дмитрия Медведева, посвященное итогам первого года работы его правительства и оценкам экономической ситуации в стране.
Приблизительно тогда же появился рейтинг министров и вице-премьеров нынешнего кабинета министров, подготовленный радиостанцией «Эхо Москвы», РИА Новости, газетой «Известия» и агентством «Интерфакс».
Наконец, в прессе появилась байка о том, что как сотрудники ФСО не хотели пропускать автомобиль с вице-премьером Аркадием Дворковичем, пресс-секретарем премьера Натальей Тимаковой и шефом протокола премьера Мариной Ентальцевой в президентскую резиденцию «Бочаров ручей», и что только телефонный звонок Медведеву спас ситуацию.
Первая история, как минимум, говорит об очевидной неуклюжести премьера и его пресс-службы. Очевидно, что отозвать интервью, запланированное на 21 мая, то есть годовщину начала работы медведевского правительства, было уже практически невозможно. Однако это не снимает с пресс-службы вины за то, что премьера на ровном месте «вляпали» в чужой скандал, «легким движением руки» сделав объектом для критики со стороны противников «Комсомолки».
Впрочем, главное – не решение публиковать интервью именно в «КП», а само содержание этого текста. СМИ и блогеры немедленно разобрали его на цитаты. Критикуют Медведева практически за все его оценки, высказывания и прогнозы. Экономические эксперты говорят о слишком спокойном отношении к кризисным явлениям в экономике, общественники – о невнимательности к социальной сфере, водители осуждают за категорическое нежелание вернуть в закон норму о минимальном уровне содержания алкоголя в крови автомобилистов.
Главная же претензия – отсутствие какой бы то ни было единой идеи в деятельности кабинета министров. То есть, попросту говоря, интервью Медведева называют «несерьезным». И проводят недвусмысленную параллель с его посвящением в «Почетные орлята» во время визита во детский лагерь, говоря о том, что это и есть уровень реальной компетенции премьер-министра и его окружения.
Стоит немного сказать и о новом сайте правительства, на анонсирование запуска которого Медведев потратил немало времени. Сайт, очевидно, стал более современен и удобен, чем было раньше. Однако и этот факт мало кого интересует, кроме тех немногих, кому приходиться относительно регулярно этим сайтом пользоваться. Ведь и правда, кого может интересовать сайт правительства, которого, по мнению абсолютного большинства россиян и экспертов, уже просто нет?
Судя по публикациям, посвященным якобы произошедшей заминке со въездом высокопоставленных чиновников в президентскую резиденцию «Бочаров ручей», точно так же несерьезно относятся и к ключевым сотрудникам премьер-министра.
Напомним, по версии прессы, Дворкович, Тимакова и Ентальцева немного обогнали кортеж премьера и хотели заехать в «Бочаров ручей». Однако вице-премьера якобы не обнаружилось в списке «приглашенных» и только звонок Дмитрию Медведеву позволил быстро справиться с возникшей неловкостью.
Позднее представитель ФСО Сергей Девятов, пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова и, наконец, Алия Самигуллина, представитель самого Аркадия Дворковича опровергли тот факт, что кто-то пытался не допустить замглавы кабинета министров к президенту обсуждать назначение руководителя правительственного аппарата.
Менее категоричен был пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Безопасность есть безопасность, бывают заминки», - ответил он журналистам, интересовавшимся у него, почему же к Путину не пропускали Дворковича.
Однако, как и в случае с интервью Медведева, важно не само событие и его антураж, а общая тональность, в которой его успели откомментировать блогеры и СМИ. Она явно демонстрирует, что «орлят гнезда Медведева» общество всерьез уже не принимает. Даже с учетом того, что правительство еще работает, оно уже как будто отправлено в отставку. По крайней мере, это касается тех его сотрудников, которые ориентированы лично на премьера.
С теми, кто попал в кабинет министров явно не по воле Медведева, а по желанию президента, история несколько иная. В этом смысле показателен обнародованный 21 мая рейтинг сотрудников правительства, составленный четырьмя крупными российскими СМИ, находящимися прямо или косвенно под контролем государства («Эхо Москвы», РИА «Новости», «Известия», «Интерфакс»). В их первой тройке самых успешных подчиненных Медведева нет ни одного «его» человека.
На первом месте всенародный любимец Сергей Шойгу, отношение к которому не изменилось и после того как он пересел из кресла главы МЧС в кабинет министра обороны, ненадолго застряв по пути на посту подмосковного губернатора. Ему кстати этот рейтинг стал подарком на 58 день рождения.
Второе место отошло любимцу президента, вице-премьеру Игорю Шувалову. Ну а на третьем - бессменный глава российской дипломатии Сергей Лавров.
Таким образом, в первой тройке «медведевского» правительства как раз и нет ни одного «медведевского» министра. Один из его ближайших соратников - Аркадий Дворкович, расположился лишь на девятом месте.
Так что реакция самого Дмитрия Медведева, назвавшего составленный рейтинг «некорректным», удивления не вызывает. Не очень приятно, когда тебя хоронят заживо. Пусть это даже, в значительной мере, и заслужено.
Иван Преображенский