Posted 29 марта 2013, 18:20
Published 29 марта 2013, 18:20
Modified 31 марта, 19:59
Updated 31 марта, 19:59
Скандал с лайками Канделаки обнаружил интересную проблему.
Пока начальники - как группа людей, распоряжающихся финансовыми потоками, - являются цифровыми мигрантами, т.е. сайты предпочитают читать в распечатанном на бумаге виде (так делает Путин и все его окружение, а также граждане, ориентирующиеся на него) и в целом ничего в интернете не понимают, в сети можно делать удивительные вещи.
Во-первых, получается, что главными выгодоприобретателями Болотной стали ботоводы. Они вывели на бой с неведомым врагом армию клонов, щедро оплаченную из бюджета империи. В масштабах госкорпораций это, конечно, сопоставимо с расходами на канцелярские товары, но для местных "предпринимателей", которые в этом бизнесе работают, это золотое дно.
Во-вторых, очень интересен интерфейс между Интернетом и властью: это, например, Канделаки. То есть власть не знает, на какую кнопку жать, чтобы вышло красиво и хорошо, не знает, сколько стоит человек, нажимающий кнопку, и никому не доверяет. Но вот можно назначить уважаемую женщину, которая будет служить посредником: мы ей рубли, она нам какую-то неведомую отчетность, измеряемую в лайках и трендах. В принципе люди вроде Канделаки зарабатывают на цифровой безграмотности начальников.
В-третьих, перед нами мечта авантюриста. В России сейчас, видимо, можно создавать полностью фейковые медийные проекты - скажем сайт, читателями которого являются исключительно несколько групп ботов. Из ботов, их аккаунтов, лайков и просмотров можно создавать автономные, замкнутые структуры. Например, СМИ, которые не нуждаются в читателях. Или социальные сети без живых людей. В это будут инвестировать деньги, этим вы сможете отчитаться и руководить.
Так вот, думаю, тут интересы и идеалы Канделаки странным образом примыкают к надеждам Дмитрия Ольшанского. Он в последнем интервью по поводу смерти "Русской жизни" признавался, что первым делом отключил систему пользовательских комментариев - в этом была его миссия. Потом он начал развивать изящную словесность, и оная словесность за 4 месяца сожрала все бюджеты, а нужного количества лайков не собрала.
Очевидное решение: нужно создавать великое русское слово и нести его ботам.
СМИ для людей? Это просто устарело. Нужно обходиться без читателей.
Прочитать оригинал поста Кирилла Мартынова с комментариями читателей его блога можно здесь.