Posted 11 марта 2013, 14:39
Published 11 марта 2013, 14:39
Modified 31 марта, 20:23
Updated 31 марта, 20:23
Поиск незадекларированной собственности у парламентариев по-прежнему остается главной темой для рождения новых политических слухов. На этом фоне очень вяло идет публичное обсуждение таких тем, как продолжающаяся в блогах атака на окружение Дмитрия Медведева и поиск кандидатуры нового главы Центробанка.
Последней жертвой поисков среди депутатов владельцев тайных «берлог» стала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Ее дочь, как выяснилось, владеет в центре Москвы, в жилом комплексе «Тверская плаза», квартирой, оценочная стоимость которой, по данным российского журнала The New Times, составляет чуть ли не $3 млн.
Покупалась эта недвижимость, когда дочери депутата было лишь 17 лет, что позволяет журналистам утверждать, будто недвижимость должна была быть Яровой задекларирована. Хотя, если исходить из логики защитников Яровой (которые у нее тут же появились в заметном количестве), если на момент подачи декларации номинальный владелец квартиры достиг совершеннолетия, то в декларацию никаких сведений уже подавать не надо.
Пресс-секретарь Яровой в понедельник подтвердил, что у ее дочери есть в собственности квартира в комплексе «Тверская плаза». При этом вопрос СМИ о том, откуда собственно у депутата или ее дочери нашлись деньги на такую недешевую покупку, Яровая и ее представитель предпочли оставить незамеченным. Однако блогеры уверены, что ответить на вопрос о происхождении средств все же придется. Хотя, может быть, и не сразу, поскольку Ирину Яровую явно «не сдадут» в Кремле, как бы ее конкуренты или недоброжелатели ни пытались «подставить» ее через прессу.
В отличие от того же Владимира Пехтина, который на прошлой неделе, наконец, написал заявление о добровольной сдаче депутатского мандата. В скором времени оно будет удовлетворено Госдумой, и Пехтин, наконец, покинет парламент.
Вместе сразу с несколькими сенаторами. Собственно, двое уже ушли. Формально – по причине слабого здоровья. Член миллионерского списка Forbes сенатор Николай Ольшанский просто заявил, что последнее время проводит в больницах, что мешает ему качественно работать. За ним последовал Борис Шпигель, который мотивировал свой уход из Совета Федерации вовсе не наличием собственности и счетов за рубежом, а своим избранием руководителем организации «Мир без нацизма». При том, что, по слухам, последняя существует в значительной мере благодаря, в том числе, финансовой поддержке сенатора.
И это для Совета Федерации явно не конец «исхода». Судя по заявлению спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко, еще двое из ее коллег неизбежно расстанутся с сенаторскими креслами после вступления в силу закона, запрещающего чиновникам и депутатам иметь за рубежом счета или «нелегальную» недвижимость.
Более того, источники в обеих палатах парламента в один голос уверяют, что речь идет о пролонгированном процессе «зачистки», под которую на разных этапах попадают разные категории недостаточно лояльных парламентариев. Исходя из этой логики, можно считать похожим на правду слух о том, что «этап Яровой» стартовал не сегодня, и начался, в реальности, с атаки на таких «активистов» как Шлегель, Сидякин и другие, которые развернули слишком уж самостоятельную публичную деятельность.
Как и все классические «чистки», вне зависимости от того, заканчивались они расстрелом, тюрьмой или просто увольнением пострадавших, нынешняя «национализация элиты» не может обойтись без «национализации национализаторов», то есть, устранения слишком активных адептов нового политического курса.
Так что именно им сейчас надо следовать примеру псковского губернатора Андрея Турчака, срочно внесшего в свою декларацию недвижимость во Франции, которая де-юре принадлежит юридическому лицу, находящемуся в собственности его супруги. При этом на словах Турчак пообещал журналистам, что к маю то ли домик, то ли квартирка на Лазурном берегу уже не будет принадлежать его семье.
Или примеру вице-премьера Дмитрия Рогозина, который слишком уж активно в последние месяцы занимался самопиаром и даже был заподозрен многими политологами в желании занять пост премьер-министра. Теперь он отказался от ведения своего микроблога в «Твиттере» и передал его в «пользование» военно-промышленной комиссии.
По неофициальной версии «отключение» Рогозина от «Твиттера» произошло потому, что вице-премьеру намекнули, что на его страничке слишком часто появляются его личные суждения, вряд ли с кем-то согласованные или санкционированные «сверху». Рогозин этот намек понял и не захотел становиться жертвой «национализации национализаторов», к которым он явно относится.
Все это в последние дни вовсе не помешало неизвестным пиарщикам продолжать атаку на премьер-министра Дмитрия Медведева и его окружение - в первую очередь, пресс-секретаря Наталью Тимакову и вице-премьера Аркадия Дворковича. Правда, самой серьезной новостью из «окружения» премьер-министра стало вовсе не распространение очередного негативного интернет-ролика, «очерняющего» не столько самого Дворковича, сколько его супругу.
Главной стала новость о подписании Владимиром Путиным указа об освобождении Николая Винниченко от должности полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе и замены его на Владимира Булавина, ранее занимавшего должность первого заместителя секретаря Совета безопасности РФ.
Винниченко назначают заместителем генпрокурора, что можно было бы рассматривать, при определенных обстоятельствах, как повышение. Однако, с учетом нынешнего положения прокуратуры, вряд ли можно говорить, что круг его полномочий расширится или, что после нового назначения, вырастут его влияние и административный вес.
Как отмечают комментаторы, Винниченко твердо ассоциируется с Дмитрием Медведевым, является его одногруппником, так что эта отставка – сильнейший удар по окружению премьер-министра.
В то же время генерал-полковник Булавин - кадровый «чекист». В органах безопасности он с 1977 года, в 2006 году был назначен заместителем директора ФСБ России, главой аппарата Национального антитеррористического комитета, а в 2008 году Медведев, будучи уже президентом, назначил его первым заместителем секретаря Совета Безопасности РФ, переведя его туда вслед за бывшим шефом – Николаем Патрушевым.
Собственно, как рост влияния последнего значительная часть наблюдателей и оценивает произошедшую кадровую перестановку. Правда, по другой, менее достоверной, версии, речь идет о подготовке к перемещению самого Патрушева на иную, менее влиятельную должность, в связи с чем его люди получают новые назначения, чтобы не быть «вычищенными» из Совбеза его следующим секретарем.
Версия эта выглядит тем более странно, что распространители данного слуха не отвечают на вопрос: кто же сменит Патрушева, а главное, зачем это надо?
В обстановке такой же неразберихи, смешанной с секретностью, происходит и назначение главы Центробанка. На минувшей неделе Владимир Путин посулил журналистам и деловым кругам, что его кандидат будет для них неожиданностью, но им понравится.
Что касается последнего, то это, судя по всему, окажется правдой, и новый глава ЦБ действительно всем понравится. Это если сбудутся прогнозы СМИ, которые сулят этот пост помощнику президента Эльвире Набиуллиной.
А вот первое, то есть «неожиданность», здесь вряд ли соответствует действительности. Особенно если учесть, что «капитаны» российского бизнеса ранее публично высказывались против назначения на этот пост человека, у которого нет опыта работы в частных банковских структурах. То есть, явно знали, кого рассматривает в качестве кандидатов Владимир Путин, и пытались дать ему совет.
Таким образом, еще один экономический помощник главы государства Сергей Глазьев, которого еще недавно прочили на пост председателя ЦБ, судя по всему, теряет шансы на такой взлет в карьере. Если его кандидатуру всерьез и рассматривали, то явно уже отбросили как слишком радикальную. Ведь слухи о приходе Глазьева в Центробанк вызвали в среде «либеральных» экономистов бурный скандал, решительный протест и мрачные прогнозы насчет будущего российской денежно-кредитной политики.
Глазьев, как и некоторые слишком активные участники кампании по «национализации элиты», судя по всему, становится тем балластом, который власть без жалости выбрасывает за борт, чтобы, облегчив судно после проведенной чужими руками кадровой чистки и «перетряски» идеологии, двинуться к новым горизонтам.
Иван Преображенский