Posted 12 сентября 2012, 15:29
Published 12 сентября 2012, 15:29
Modified 31 марта, 23:27
Updated 31 марта, 23:27
Фильм-расследование Аркадия Мамонтова «Провокаторы. Часть 2» обсуждать содержательно нет смысла. Все «действующие лица» его уже прокомментировали, а эксперты по теме Pussy Riot подробнейшим образом разобрали - в поисках реальных доказательств причастности к организации скандала вокруг РПЦ Бориса Березовского.
Вопрос в другом - зачем сейчас властям понадобилось инициировать появление подобного «расследования», кого Мамонтов рассматривал в качестве своей целевой аудитории, и что может последовать за появлением данного «интеллектуального продукта»?
Вопрос с аудиторией, пожалуй, самый простой. Фильм демонстрировался в рабочий день, отнюдь не в прайм-тайм, однако и не в 4 утра, и не глубокой ночью. Соответственно, рассуждения о том, что его аудиторий должны были стать домохозяйки или, скажем, тинейджеры, не имеют под собой никаких оснований. Судя по всему, данный продукт был рассчитан на две противоположные аудитории. Первая, как ни странно, это так называемые «хипстеры» и другая оппозиционно настроенная публика. Комментарии в соцсетях подтверждают, что они «не отлипали» от экранов своих ноутбуков и айпадов, с замиранием сердца и возмущенными криками следя за бездоказательным телеобвинением «мировой закулисы» в организации дела Pussy Riot.
Что касается второй аудитории, то это «державники». Или, если назвать их иначе «инвалиды империи» - преимущественно мужская аудитория, старше 40 лет, но находящаяся отнюдь не в пенсионном, а в весьма активном возрасте. Это одна из ключевых потенциальных опор Владимира Путина, у которой к действующему президенту накопилась масса претензий, но которая в марте все же голосовала именно за него. Они выбирали Путина по принципу «меньшего зла».
Соответственно, именно исходя из принципа «меньшего зла» можно определить и идеологическое основание для появления данного телепродукта. Аудитории, которая базовой для Путина уже не является, необходимо постоянно напоминать, что оппозиция гораздо страшнее. Она готова брать деньги у Березовского, расшатывать морально-этические основания русского общества, такие как авторитет Русской православной церкви. Да и вообще, речь идет явно о некоем мировом масонском заговоре против Путина и, разумеется, России, которые в сознании аудитории надо стараться связать воедино, вопреки любой логике.
Если эта тема будет развиваться, то не удивительно, если вслед за «интеллектуальным» расследованием Мамонтова появится какой-нибудь фильм похлеще. И речь там будет идти уже не о хитроумном Березовском, которого только иносказательно можно называть «диаволом», а о вполне реальном черте, сектах сатанистов и сторонниках самых нетрадиционных видов плотской любви и прочей нечисти, которые объединились вокруг Pussy Riot с целью уничтожения России. Такое кино вполне может всплыть, скажем, на телеканале НТВ или просто, как сетевой вирус, вдруг начать распространяться в Интернете.
Почва для этого всего уже подготовлена – разговоры самого махрового конспирологического толка вовсю идут среди так называемых «православных радикалов».
Думается, однако, что идеологическая цель в данном случае все же была вторична. А в первую очередь важна была технологическая установка. И основной мишенью была та самая «хипстерская» аудитория. Это утверждение выглядит спорным и даже нелогичным. Ведь фильм Мамонтова не может ставить целью убедить сторонников Pussy Riot, если таковые в обществе имеются, и просто тех, кого не устроил приговор суда в отношении трех девушек, в том, что все их действия инспирировали «враги России».
Зато людям, которые и так находятся в напряженном психологическом состоянии после всех последних фокусов власти по «закручиванию гаек», нелишне будет напомнить их место, и показать, что штатные пропагандисты и вполне официальные администраторы в высоких кабинетах их ни во что не ставят.
Кроме того, этот фильм дает еще один технологический козырь против оппозиции - он призван погасить все разговоры о том, что дело Pussy Riot было инспирировано самой властью. Или некими спецслужбами - с целью столкнуть Русскую православную церковь и «левую» (а также либеральную) часть общества, чтобы раз и навсегда предотвратить возможность какого-либо их союза в будущем.
Судя по реакции публики, которая бросилась обсуждать фильм, эти задачи успешно были решены. Целевые аудитории «купились» - тому подтверждение баталии в социальных сетях.
Те, кто призывал фильм не смотреть и игнорировать любые темы, которые в нем могли бы быть подняты, оказались в абсолютном меньшинстве даже в стане оппозиции. А раз инструмент сработал, стоит ждать продолжения. Ведь главный принцип нынешней пропаганды - штампуй, пока «пипл хавает».
Иван Преображенский