Posted 31 августа 2012, 14:18

Published 31 августа 2012, 14:18

Modified 31 марта, 23:41

Updated 31 марта, 23:41

Повод для драки

31 августа 2012, 14:18
Кровавая надпись "Free Pussy Riot!" на месте убийства в Казани спровоцировала новую волну истерии вокруг осужденных панк-феминисток. Но даже если «дело Pussy Riot» вдруг забудется, его место в сознании россиян займет другой эпизод из общественной жизни или судебный процесс.

Хотя судебный процесс над участницами панк-группы Pussy Riot завершен, однако поднятая им информационная волна спадать не собирается.

Эдуард Лимонов назвал происходящее вокруг истории с Pussy Riot «коллективным психозом». В пример публицист привел убийство двух женщин в Казани: убийца написал кровью на стене "Free Pussy Riot!". «Вот что могут состряпать вместе убежденные поклонники ложно понимаемой свободы выражения мнения и больные умы», – заявил Лимонов.

Похоже высказался и блогер Егор Просвирнин: «Может быть, женщин убили обычные грабители-отморозки, дегенераты без чести и совести, порезали ножами, собрали ценные вещи, и уже собрались уходить, но тут у одного из них в голове что-то перещелкнуло, в мглистом сознании вспыхнул свет памяти, в мутной голове зазвучали услышанные в телевизоре голоса «Пусси райот! Пусси райот! Пусси райот!». И вот уже грязная грубая рука хватает подвернувшуюся кисть, окунает ее в свежую кровь и полубессознательным, как в наваждении, движением пишет кровью на потертых советских обоях "Free Pussy Riot!" Морок проходит, кисть падает, и, чуть смущенно хохотнув, убийцы-грабители покидают квартиру, так и не поняв, что же на них нашло». По мнению блогера, 95% соотечественников впали в истерику «на одной или другой грани».

В итоге подозреваемого в убийстве все-таки нашли - и довольно быстро. Им оказался знакомый жертв, написавший "Free Pussy Riot!", только чтобы пустить следствие по ложному следу. Однако за несколько дней, что искали убийцу, два лагеря, образовавшиеся в российском обществе, успели обвинить друг друга в причастности к преступлению в Казани.

Глава синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов прямо заявил: «Эта кровь на совести так называемой общественности, которая поддержала своим авторитетом участниц этого акта в храме Христа Спасителя, потому что в результате люди с неустойчивой психикой получили карт-бланш».

Сторона защиты Pussy Riot не замедлила с ответным ударом. «Чудовищной провокацией российских властей» назвал ситуацию с убийством в Казани Петр Верзилов, муж участницы панк-группы Надежды Толоконниковой. «Данное преступление выглядит настолько дико и чудовищно с этой надписью кровью на стенах… Власть в России привыкла все делать достаточно топорно, прямо и неуклюже. Поэтому есть огромные подозрения, что данная надпись имеет отношение к спецслужбам. Представить, кому еще это было выгодно, не могу», – сказал Верзилов.

Многие комментаторы обратили внимание на то, что первые сообщения о двойном убийстве появились в казанских СМИ еще 29 августа, а информация про провокационную надпись «всплыла» только на следующий день.

Защитники панк-группы в Казани всерьез стали опасаться несуразных обвинений в свой адрес. По словам казанской оппозиционерки Ляйсан Исмагиловой, ей звонила журналистка с просьбой прокомментировать произошедшее. «Она спросила, не вызывали ли меня еще на допрос по этому поводу, и как я думаю – вызовут ли меня, так как я принимала непосредственное участие в акции #FreePussyRiot… Я ответила, что я-то тут причем… Может мне сразу в убийстве Кеннеди признаться?», – рассказала активистка.

Происходящее вокруг дела Pussy Riot и правда может показаться «психозом». Сперва участниц панк-группы просто выгоняют из церкви, но затем — вдруг арестовывают. В их поддержку начинают проводиться пикеты. «Православные активисты», в свою очередь, встают «на защиту веры». В ответ на их действия и угрозу многолетнего тюремного заключения для участниц Pussy Riot численность пикетов только растет. Нападения на защитников панк-группы становятся более массовыми: в Ростове-на-Дону пикетчиков атакуют десятки «православных качков» из спортклуба, ведомые директором ЧОП. Тем временем из разных уголков страны приходят вести о начале «крестоповала». «Православные активисты» грозят созданием дружин, сформированных по конфессиональному признаку — правозащитники начинают поговоривать о «дружинах атеистов». Наконец, криминальный случай в Казани, который в итоге оказался обычной уголовщиной…

Впрочем, обстановка «коллективного психоза» характерна не только для России. В других странах тоже случались похожие ситуации. На ум приходит, прежде всего, «дело Дрейфуса» во Франции в конце XIX века. Офицер Альфред Дрейфус был ложно обвинен в шпионаже в пользу Германии и в 1894 году осужден за государственную измену. Вся страна тогда разделилась на дрейфусаров и антидрейфусаров. Первые – радикалы и социалисты – выступили на защиту «маленького человека», ставшего жертвой безжалостной государственной машины. Вторые – солдафоны, клерикалы, националисты – увидели в еврее Дрейфусе символ угрозы «отечеству». На улицах городов начались настоящие стычки между дрейфусарами и антидрейфусарами.

Наблюдателям со стороны казался невероятным раскол, произошедший во французском обществе. «Только после нескольких лет люди стали опоминаться от внушения и понимать, что они никак не могли знать, виновен или невиновен, и что у каждого есть тысячи дел, гораздо более близких и интересных, чем дело Дрейфуса», – написал впоследствии Лев Толстой, тоже не понявший процессов, произошедших во Франции. В действительности причина раскола была не в Дрейфусе: его дело стало лишь поводом к размежеванию политических сил в стране. Дальнейшее формирование политических партий во Франции также было связано с отношением к «делу Дрейфуса».

Похожий ореол в современной России обрело «дело Pussy Riot». На роль символического действа претендуют и другие судебные процессы - например, Расула Мирзоева или Таисии Осиповой. Но «дело Pussy Riot» вызвало наибольший резонанс. Почему? С одной стороны, сторонники клерикализации до сих пор беспрепятственно шествовали по стране. Сопротивление, которое началось с панк-молебна в Храме Христа Спасителя, привело их в изумление, переросшее в ярость. С другой стороны, слишком упорно и нудно власть «воцерковляет» своих сограждан: если раньше невозможно было посмотреть новости по телевизору, чтобы не увидеть священников, то теперь они еще и идут в школы в качестве преподавателей. Сейчас общество пикетами в защиту Pussy Riot словно отрыгивает опостылевшую псевдорелигиозную кашу, которой людей кормили в течение 20 лет.

«Мы все сейчас «пусси райот». Независимо от того, нравятся ли нам панк, цветные балаклавы и Богородица. Режим забыл нас спросить», – подводит черту блогер Олег Торбасов.

Даже если «дело Pussy Riot» вдруг забудется, его место в сознании россиян займет какой-нибудь другой яркий эпизод из общественной жизни или судебный процесс. Потому что время такое - прямо как во Франции конца XIX века. Вот только направление не ясно: то ли мы идем вперед, как европейцы в позапрошлом столетии, то ли погружаемся во тьму средних веков.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь