Posted 3 ноября 2010, 13:23
Published 3 ноября 2010, 13:23
Modified 1 апреля 2024, 11:26
Updated 1 апреля 2024, 11:26
Известный блогер, публицист и философ Дмитрий Галковский обозначил свое представление о различиях между национализмом и шовинизмом.
Отличие шовиниста от националиста с точки зрения личного общения очень просто. С националистом можно говорить, а с шовинистом – нет. Только молчать и вежливо улыбаться.
По обстоятельствам жизни я всегда преувеличенно брезгливо относился к людям неадекватным и недееспособным. Я просто переставал на них реагировать.
Национализм это некоторая аномалия, но аномалия понятная и входящая в идеологический набор хомо сапиенса. Например, влюбленный человек явно неадекватен. Но эта форма психоза определяется физиологией человека и довольно сложной задачей, стоящей перед разумным существом – сближением с другим разумом. Размножение ежей или тарантулов детская забава по сравнению с продиранием через интеллектуальные иголки.
Более того, отсутствие этой аномалии является следствием аномалии еще большей. Так что национализм неизбежен – тут можно только расслабиться и получить удовольствие. До известных пределов общение с националистом другой нации забавно и иногда даже интересно.
С шовинистом общаться так же бессмысленно, как со скандалистом из коммуналки, зацикленном на квадратных метрах. В условиях гиперэкстрима (например военного) его можно понять и простить (задним числом). Но, в общем, это шизик с промытым мозгом.
Признаков шовинизма немного, но из-за похожести шовинизма на нормальный национализм их часто не замечают или замечают недостаточно.
Во-первых, шовинист является страстным борцом с шовинизмом и обвиняет в шовинизме всех, кроме себя и своего народа. Делается это с потрясающей наивностью, механически и всегда.
Во-вторых, шовинист считает, что он сам лично свободен от националистических предрассудков, что очевидно является абсурдом. Если это предрассудок, то он не подлежит контролю сознания. С ним можно только мириться и придавать оправлению национального чувства относительно легальные формы. Уже использованная аналогия с половым поведением здесь применима на 100 процентов. Бороться с половым инстинктом бессмысленно, но биологическое поведение Чекатило и добропорядочного мещанина сильно отличается по своим последствием для окружающих. При этом разница пугающе и одновременно обнадёживающе мала.
В-третьих, шовинист неимоверно преувеличивает интересность своего народа и озабоченность окружающих его существованием. Вообще люди жестоки и равнодушны, самый поверхностный интерес со стороны другого человека это большая удача. Ещё в большей степени это касается интереса со стороны другого народа. В общем, всем в высшей степени наплевать друг на друга и интерес к чужой истории всегда ниже на два порядка. Если вы живёте в Венгрии, будьте уверены, что там всё будет умножено на порядок по отношению к себе, и поделено на порядок по отношению к другим. Если с точки зрения абстрактного исторического процесса Венгрии стоит уделить 1 страницу, а Франции 100, то в венгерском учебнике Венгрии будет уделено 10 и Франции тоже 10. Это закон. Даже великий народ не очень интересен, а народ второстепенный окружающими воспринимается как абстрактный и малоинтересный курьез.
В-четвертых – темперамент. Общение между народами малоэмоционально и больше всего напоминает сонный рынок на спокойной границе. Никакого праздника жизни и момента истины тут нет. Тут нет ни восхищения, ни ненависти... Это любопытство скучающего туриста.
В-пятых, шовинист, в общем, правильно понимает интересны своего этноса, хотя и в максимально утрированной форме. Он действует также как националист. Но в отличие от националиста его бесит соблюдение своих интересов другими народами.
Например, русский шовинист всерьез обижается на евреев за то, что они не любят русских. А с какой стати евреи должны русских любить? Евреи восточный народ, резко отличающийся от русских северян по своему менталитету и внешнему облику, к тому же этот народ прошёл жесточайшую обработку со стороны Взрослых Мира Сего. В такой ситуации беснующееся от русофобии курчавое чудо должно вызывать у русских реакцию удовлетворения. Особь с правильными реакциями, нормальная. А вот фонтанирующий идеями картавый носатик, изнывающий от любви к «московским двог’икам» должен выглядеть или дураком или жуликом. На хрена Арбат арабу? Между тем русские антисемиты всерьез обижаются на еврейскую русофобию. Но еврей без русофобии это особь с запором. Ее раздувают газы, возможен заворот кишок. Как раз больная особь опасна. Такому еврею хочется сделать клизму. Пойдёт кал (в отведенном для этого помещении), начнется верещание про русское хамство и погромы – все норм. «Глухарь затоковал». Только после этого и конечно только на своей территории глухарю надо дать подзатыльник. Мол, мы тя поняли, живи тихо. Урны будешь переворачивать в Израиле. Там же будешь любить свои двог’ики.
То есть националист априори лоялен. Ему не нужно никаких «окончательных решений вопроса», а нужно реальное соблюдение своих интересов. Реальное соблюдение интересов возможно только на основе компромисса, то есть учета интересов других наций.
И наконец, в-шестых, шовинизм это эмоциональная абстракция, поэтому (фантасмагорическая черта) шовинист не замечает реальных черт своего народа. Он довольно точно квалифицирует недостатки других народов, но не в состоянии увидеть у своего народа даже достоинств. В сущности, шовинисты образуют интернационал и удивительно похожи друг на друга. Это приводит к политической беспомощности. Шовинисты не могут вести правильную агитацию среди населения, потому что не чувствуют струн, на которых можно играть.
Поэтому шовинизм может быть успешен только в случае попустительства высших сил. Например, агитация сионизма строилась на колхозах. Евреев со всего мира заманивали в Палестину, опираясь на сельскохозяйственную агитацию. По мнению сионистов это было то, на что можно купить евреев. А русские черносотенцы подкупали русских... трезвенничеством. Нацисты звенели над ухом добропорядочных бюргеров колокольчиком колониальной экспансии. В Англии лондонских докеров загоняли в Стоунхендж. И т.д. и т.п. «Что ни делает дурак, все он делает не так».
Прочитать оригинал поста Галковского о шовинизме и национализме с комментариями читателей можно в ЖЖ автора.